Общие правила работы с публичным словом

Особенности нашей работы и алгоритм творческого процесса рождения текста мы уже затронули в предыдущей заметке. Подготовка выступлений – сложный, кропотливый труд. Унифицированной формы, шаблонов, стандартов, учебников по спичрайтингу нет.
Но, кое-какие общие правила публичных выступлений все-таки имеются. Например, если мы обратимся к античным авторам, то Цицерон выделял два типа речей: ораторскую речь, полную красноречия и предназначенную для публичных выступлений перед большой аудиторией, и беседу, дискуссию в «малом круге». Плутарх самым важным для государственного деятеля считал умение обнаружить подлинное благородство, отеческую прямоту и заботливость, убедительные и доступные всем мысли. Он считал уместным использовать в выступлениях государственных мужей исторические примеры, предания и сравнения. Речь должна быть обдумана заранее, ни одно необдуманное слово не должно сорваться. А связанная шуткой мысль запоминается легко. Эх, определенно не все наши политики читали труды по ораторскому искусству…
Современные научные разработки американских специалистов по связям с общественностью подчеркивают следующие требования к эффективной речи:
«- речь слушается, а не читается — поэтому возникают определенные чисто коммуникативные требования, например, слушающий не может вернуться назад, если он что-то не понял;
— речь должна соответствовать аудитории — необходима опора на знание факторов возраста, профессии, образования, религии, интересов, отношений, принадлежности к общественным организациям, уровня доходов и т.п.;
— речь должна быть конкретной — это связано с тем, что в памяти у слушающих остается очень мало, однако конкретные предложения имеют больше шансов закрепиться в памяти;
— речь должна получить реакцию — речь, которая никого не затронула, никому не нужна, она не выполнила своей функции; необходима новая информация, определенные эмоции от ее получения и т.д.;
— речь должна иметь цель — речь должна убеждать, информировать, праздновать и т.д.;
— речь должна соответствовать своему времени — речь должна нести новую информацию».
Все это, конечно, важно учитывать. Но есть и более практические вещи. Прежде всего, чтобы написать какую-либо речь, нужно знать, о чем писать. Иметь представление о предмете. Это всегда требует подготовительный период, сбор материала и его осмысление. Наряду с аналитическими изысканиями, каждую речь необходимо наполнить конкретикой – фактами, примерами, цифрами, статистическими данными, именами, цитатами и т.п. Проверить и перепроверить всю информацию, убедиться, что в тексте выступления нет противоречивых и ошибочных данных. Полученный материал нужно систематизировать, выделить главное и приступать к «рыбе».
Любое литературное сочинение предполагает введение, основную часть и заключение. И публичное выступление – не исключение. Введение, или начало выступления играет особую роль, т.к. в течение приблизительно первых трех минут выступления аудитория решает, стоит ли продолжать слушать оратора. Именно на этом этапе необходимо ввести аудиторию в курс дела и привлечь ее внимание. Нужно помнить об «эффекте края» (запоминается лучше всего начало и конец речи). Вместе с тем опытные спичрайтеры, как правило, в начале текста не пишут наиболее значимые вещи, поскольку первые несколько минут выступления уходят на адаптацию выступающего к ситуации и «настрой» на публику.
Изложение основного материала выступления можно построить с помощью классических методов: 1. Индуктивный (предполагает изложение материала от частного к общему, обобщения и выводы – в конце выступления); 2. Дедуктивный (материал излагается от общего к частному, сначала излагаются выводы, а потом приводится их аргументация); 3. Метод аналогии (сопоставляются события, явления, факты, хорошо знакомые аудитории); 4.Концентрический (обсуждение идет вокруг главной проблемы); 5. Ступенчатое изложение (последовательное рассмотрение вопросов без возвращения к ним); 6. Исторический метод (развитие ситуации излагается в хронологическом порядке). Тексты выступления могут содержать несколько методов.
Текст выступления должен согласовываться с элементарными требованиями формальной логики и подчиняться основным законам мышления – тождества, непротиворечия, исключённого третьего и достаточного основания. Основные положения должны быть логически определенными, однозначными, а не двусмысленными или неясными. Идеи лучше воспринимаются, если они подтверждаются примерами. Голословные декларации никого не убедят. Не менее важно и чувство меры спичрайтера. Стремление «объять необъятное» может существенно навредить речевому имиджу выступающего. Недопустимо перегружать текст малопонятными слушателю специальными терминами (конечно, если это не выступление на симпозиуме эндокринологов) и пространными философскими или экономическими рассуждениями.
Тяжелая для восприятия речь быстро вызывает раздражение и усталость аудитории. К тому же это ведет к снижению степени доверия к выступающему. Поэтому фразы должны быть преимущественно короткими и ясными. Даже в том случае, если выступающий, читает письменный текст, у аудитории должно быть впечатление, что идет живой разговор.
С другой стороны, не менее вредна и примитизация текстов, сведение их на уровень бытового «здравого смысла», стремление к их предельному упрощению. Вроде бы благая цель – говорить на языке, понятном бабушке, сидящей у подъезда, — ведет к противоположному результату.
Подача материала через позитив – этот принцип во многих случаях помогает уберечься от возможных неприятностей. Шутки и прибаутки часто используются чтобы обеспечить доходчивость и запоминаемость. Но здесь важно учитывать три правила: шутка должна быть релевантной (относиться к теме выступления), не свидетельствовать о дурном вкусе выступающего (рекомендуется избегать тем роста, возраста, религии, веса и пр.), юмор должен быть новым (а не «бородатыми» анекдотами, которые так любят наши юмористы).
Венец выступления – концовка речи. На какой ноте закончит свою речь выступающий, какой призыв он направит аудитории, под впечатлением каких слов люди покинут мероприятие – от этого во многом зависит успех всего выступления.
Копилку приемов и правил публичной речи мы обязательно будем пополнять, ну, а на вопрос «Как выступать?» ответим «классикой жанра»:
«Хочешь, чтобы твои слова слышали — говори громко.
Хочешь, чтобы твои слова слушали — говори по делу.
Хочешь, чтобы твои слова понимали — говори просто.
Хочешь, чтобы твои слова уважали — говори честно.
Хочешь, чтобы твои слова не забывали — говори умно.
А хочешь всего этого сразу – говори с юмором, не забывая о самоиронии».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *